Клиентский лохотрон — как не стать жертвой агентства

dog

Себестоимость любой услуги определяется таймингом — временем, потраченным на работу и стоимостью часа этого времени. Разработка сайта, мобильного приложения, дизайн-макета — у всех этих процессов есть трудоемкость и ее рыночная цена, с которой можно сверить стоимость проекта. У топовых агентств человеко-час дороже, у обычных — дешевле.

С медиабаингом тоже все понятно. Есть известный прайс на эфир/поверхность/показы и агентская скидка/наценка. Разработка гайдлайна? Считаем страницы и темплейты.

Но в маркетинге есть две вещи, которые можно продать клиенту в 100-1000 раз дороже себестоимости, поскольку клиент не знает, как эту себестоимость прикинуть. Это логотип и SWOT-анализ. И то, и другое можно продать за 1-1,5 млн руб. (SWOT-анализ может стоить до 30-50 млн руб.), а сделано может быть и то, и другое на коленке за вечер.

Как не дать себя обмануть?

Начнем с логотипа. Как правило, в агентстве задача на разработку лого ставится сразу нескольким дизайнерам, а это означает, что должен быть внушительный сет эскизирования. Необходимо настаивать на его демонстрации. Прикинув время, затраченное дизайнером на один эскиз и зная его коммерческую ставку, можно оценить насколько раздут итоговый счет. Если агентство «запирается» на две недели для творческого шторминга, а потом презентует 3-4 готовых варианта — это уже должно настораживать. А где результат двухнедельного шторминга? Где карандашные эскизы, клипарты, грубые растровые макеты, прикинутые в фотошопе?

Вот, например, как выглядит процесс разработки логотипа в Студии Артемия Лебедева. По эскизам легко прикинуть тайминг и трудоемкость в денежном эквиваленте.

Кстати, важный момент. Если логотип стоит дорого, это не означает, что он должен быть нахуеверченным. В коммерческую ставку профессионального дизайнера входит, в том числе, страховка от того, что он пойдет у вас (заказчика) на поводу — ведь у многих заказчиков сумма контракта — это эквивалент степени собственного вмешательства в проект (возможность доложить в профессиональную работу неограниченный объем говна).

После получения первых вариантов логотипа также будет не лишним погуглить его в поиске по картинкам. Вполне может оказаться, что он спизжен или куплен за 7 евро на знаменитой подпольной краковской бирже логотипов и геральдических знаков.

Теперь к SWOT-анализу. Здесь вся проблема в том, что подавляющее большинство людей в России в душе не ебут что это. В первую очередь по той причине, что сами наши отечественные преподаватели (военные, социологи, вчерашние аспиранты), прочитав кривые переводы с грифом министерства образования, сами имеют превратные представления SWOT’е, что не мешает им сеять гнилое семя знания на в/о, MBA и проф. переподготовке. Качественный отчет о проведенном SWOT-анализе должен содержать хотя бы половину из перечисленных ниже моделей:

  • PESTLE-анализ
  • Пять сил портера
  • Конкурентный анализ (карты стратегических групп, метод весовых коэффициентов)
  • Отраслевой анализ
  • 7S McKinsey
  • Цепочка ценности
  • Трехуровневый анализ продукта
  • Дерево целей по SMART
  • Портфельные методы анализа (матрицы BCG или General Electric — McKinsey)
  • Анализ стейкхолдеров

Неплохо бы ко всему перечисленному еще присовокупить алгоритм разработки USP, предложения по ESP и сравнительный анализ маркетинг-микса 7P. Сюда же идут копии опросников для топ-менеджмента и экспертов (по-хорошему 7-8 респондентов). Например, у нас анкета содержит около 50 вопросов. Если еще прибавить к отчету копии листов с оценкой весов и рейтингов критериев конкурентоспособности и потребительского выбора по балльной шкале, то на выходе получится документ объемом около 200 страниц. Такому SWOT-анализу можно доверять, поскольку каждый вывод к матрице имеет тропинку вглубь текста работы к истокам своего появления. Да, такая работа может стоить 1-1,5 млн.

Если же вам впаривают только саму матрицу и/или вторичные данные из интернета, богато украшенные бесполезными цифрами (у нас любят ограничиться макро-факторами, имеющими к стратегии развития объекта лишь косвенное отношение), то поздравляем — перед вами либо профессиональные наебщики, либо непрофессиональные маркетологи.

Да, но с помощью логотипа и SWOT-анализа легко пилить. Хотите отжать у своей фирмы немного денег? Закажите дорогой логотип или SWOT-анализ. Неееет, не у нас, конечно. Мы откатными схемами не занимаемся. Только профессиональная работа.

Popularity: 1%





Оставить комментарий или два